Добро пожаловать!
Новости сайта
О себе
О классе
Расскажи мне о себе
Текущая успеваемость
Пожелания классного руководителя
Итоги работы
Статьи
Внеклассная работа по математике
Творческие работы учащихся
Из методической копилки учителя.
Из опыта воспитательной работы
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
lida-arefina@narod.ru
В очередной раз просматриваю классный журнал и отмечаю, что успеваемость Жени продолжает снижаться. Он покладистый, спокойный, добрый мальчик, старше одноклассников, в начальной школе был оставлен на повторный курс. Жене нелегко учиться: медлителен, с трудом запоминает изученное, но на уроках не безразличен, прислушивается к каждому слову учителя, напрягает память, мысль, пытается понять, усвоить, запомнить.
1.Женя, ты дома уроки учишь?
2.Да, с папой.
1.В чем ты испытываешь трудности?
2.На уроках не все сразу понимаю, дома снова учу, но не получается. Трудно.
1.Тебе интересно учиться? ....Молчание.
1.В какой школе, в каком классе ты хотел бы учиться?
2.В классе - нашем, в школе - детской.
Неуспевающих детей учить, безусловно, необходимо, и задача учителя заключается в том. чтобы помочь таким детям учиться, ориентироваться в жизни. Их нельзя сравнивать друг с другом, учитель должен видеть индивидуальный рост сознания каждого ребенка. Сравнивать нужно предыдущие успехи с последующими Нельзя к таким детям предъявлять завышенные требования, нужно реально видеть их возможности, не спугнуть сложными вопросами, задачами.
Классики педагогической науки последнего 20-летия (Л. В. Занков, Д Б. Эль-конин, В. В. Давыдов и др.) уделяли особое внимание исследованиям индивидуальности различий в обучаемости учащихся. В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий психологические особенности учащихся (их интересы, творческие способности обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
В нашей стране проблемы дифференцированного обучения решаются давно. При всех преимуществах изучения предметов по выбору четко высветился и круг проблем, которые для сельской школы приобретают особую остроту. Это, в первую очередь, слабая методическая подготовка учителей. Во-вторых, отсутствие преемственности. Углубленка должна опираться на мощную базу знаний, полученных в средних классах, более того, должна продолжать теоретическую И методическую систему обучения 8-9 классов. В условиях, когда часть часов факультативных занятий отдавалась другим предметам, организовать планомерную взаимосвязанную работу с сильными учащимися средних классов не представлялось возможным. Третья проблема - состав групп углубленного изучения предметов. Думаю, что в условиях одной сельской школы создать такие группы практически невозможно Следующая проблема - методическая оснащенность. Практическая часть программ по физике, химии, астрономии не всегда выполнялась из-за отсутствия необходимого оборудования, реактивов, материалов. Наверное, именно эти проблемы являются причиной того, что углубленное изучение ряда предметов было прекращено В начале учебного года создаются группы факультативных, групповых, индивидуальных занятий, которые учащиеся посещают на основе свободного выбора, опираясь на свои интересы и склонности. Проблему дифференцированного обучения пытались решить также путем создания классов для более заинтересованных, способных и прилежных, для учащихся со средними учебными способностями (их большинство), для учащихся с учебными затруднениями и задержками в развитии.
Однако практика показывает, что жесткая дифференциация учащихся на способных, средних и слабых с обучением в разных классах имеет не только плюсы, но и существенные педагогические минусы. Насыщение уроков значительным по объему и сложности учебным материалом, несомненно, способствует активизации и развитию одаренных учащихся. Однако переход особо одаренных учащихся в отдельные классы создает не лучшую атмосферу в обычных. Отсутствие в классе "звезд" лишает остальных учащихся тех "образцов", на которые следует равняться, да и учителю, как правило, становится неинтересно работать Одной из педагогических проблем профилизации классов является возникновение у учащихся мнения о собственной исключительности, элитности, что наносит определенный ущерб их нравственному развитию. Положительно зарекомендовали себя классы коррекционно-развивающего обучения, где особое внимание уделяется проблемам учащихся в обучении, развитию их общеучебных умений, дозировке поставленных перед ними задач, заданий по спожности, с учетом их интересов и общих способностей
. Коррекционные классы нужны небольшие по численному составу, они создают возможность для организации хорошо налаженной индивидуальной работы с учащимися.
В условиях сельской школы наибольшего эффекта можно достичь, применяя внутреннюю дифференциацию. Она учитывает психологические особенности учащихся, разделяет их на группы внутри стабильно работающего класса чаще всего временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.
Вот уже в течение нескольких лет два моих девятых класса разделены на две группы: сильную и слабую. Деление условное, обязательно с учетом мнения обучающегося. Обычно в начале изучения темы ученики работают вместе - отрабатываются умения и навыки Сильные учат слабых, а затем, в ходе дальнейшего изучения темы, происходит разделение на группы. Слабые учащиеся продолжают отрабатывать и закреплять задания из уровня обязательных требований, сильные - применяют полученные знания при решении более сложных задач. Эта система работы позволяет формировать глубокие и прочные знания и ликвидировать пробелы. К разноуровневой контрольной работе учащиеся приходят с хорошо отработанными умениями и навыками.
Но работать в условиях внутренней дифференциации непросто, так как значительно увеличивается время на подготовку к уроку, на проверку результатов обучения. На уроке учитель предельно мобилизует свои силы и энергию для работы с разноуровневыми детьми. Дифференциация создает условия для развития личности. Учащиеся проявляют заинтересованность в результатах своего труда, стремятся сделать больше, лучше. Итог работы очевиден: к доске стремятся выйти не только сильные, но и слабые. Они гордо распрямили свои плечи, стали более уверенными, а значит, и более общительными более улыбчивыми. Словом, интересными людьми Применяют внутреннюю дифференциацию у себя на уроках учителя математики В. В. Сафонов, И. В. Ярыш, учителя английского языка А. И. Царева, Л. А. Ивлева, учитель физики Т. Г. Сафонова и другие. Идея объединения учащихся, проявляющих интерес к изучению предмета, родилась давно. В прошлом учебном году появилась творческая лаборатория юных физиков, кружок юных историков выпустил первый рукописный журнал "Клио".
В нынешнем году на базе лаборатории юных физиков сформировано ученическое научное общество "Сигма", которое выпускает свой рукописный журнал. Руководит научным обществом Т. Г. Сафонова, лауреат Соросовской премии. "Волшебный бег гусиного пера" редактирует И. М. Петровских, математический "Вектор" - Н. Ю. Махрова. Для организации работы с одаренными детьми проводятся факультативные, индивидуальные занятия. Используют программы углубленного обучения для проведения факультативных занятий учитель биологии Н. А. Золотоверх, учителя трудового обучения А. С. Левченко и Л А. Ивлева. Традиционно каждую третью четверть проходит своеобразный предметный марафон. Недели, декады предметов приглашают учащихся на школьные олимпиады, конкурсы, викторины, вечера. Выпускаются газеты, составляются кроссворды, организуются путешествия по страницам новых книг. Итоги подводятся на традиционном празднике "За честь школы".
В течение нескольких лет учащиеся школы принимают участие в Соросовских олимпиадах. Наша школа является центром их проведения. Бывает, звонишь в соседние школы - приглашаешь на олимпиаду. А в ответ слышишь: "Что дает эта олимпиада? Добавляются ли очки за это школе?" Ответ на эти вопросы я как-то услышала из уст Нины Александровны Золотоверх: "Не знали о сложнейших задачах, а теперь вот узнали, научились решать".
Основная цель всякой олимпиады -выявление и развитие одаренности. Других целей у олимпиад не должно быть, так как они несут с собой определенную долю безнравственности. Радует то, что с каждым годом улучшаются олимпиадные результаты наших ребят. Значит, мы растем. В мае прошлого года ученица 9 класса Оля Сильнова принимала участие в 3 туре Соросовской олимпиады. Полученное от Сороса вознаграждение в долларах вручили на празднике первого звонка лучшим участникам. Сколько было радости! Проводимая работа приносит свои плоды. В нынешнем учебном году наши учащиеся вошли в число призеров районных, зональных олимпиад. Марина Царева и Владимир Сафонов принимали участие в краевых олимпиадах по английскому языку и физике. С каждым годом все больше наших выпускников поступает в высшие учебные заведения. Переход на разноуровневое обучение потребовал серьезной перестройки методработы. Наряду с методическими объединениями в нашей школе созданы и работают проблемные методические группы учителей. О семинарах типа "Одаренные дети. Кто они?" или "Как научить неуспевающего?", о педагогических консилиумах, о диагностировании, о "Клубе молодого учителя" можно рассказывать много, а лучше приехать и "один раз увидеть". Пока приглашаю читателей ПВК на свой урок геометрии. Статья напечатана в жернале "Педагогический вестник Кубани"